Научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство» (Национальное кадастровое агентство) образовано в 1998 году в целях реализации задач по ведению государственного земельного кадастра, регистрации прав, оценки земли и недвижимости, а также развития земельного рынка.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь Национальному кадастровому агентству в 2002 году присвоен статус республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Вход в личный кабинет
Воспользуйтесь ссылкой для входа в личный кабинет https://info.nca.by/login.html;jsessionid=4B1A52F16D851E447A23C05C19FAB10A, после чего введите:
- Пользователь.
- Пароль.
- Нажмите кнопку «Войти».
Предоставление сведений из информационных ресурсов
- Информация регистра недвижимости.
- Информация реестра характеристик недвижимого имущества.
- Информация единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.
- Информация реестра адресов Республики Беларусь.
- Информация реестра наименований улиц и дорог реестра адресов Республики Беларусь.
- Информация реестра цен на земельные участки.
- Информация регистра стоимости земель, земельных участков.
- Информация государственного реестра оценщиков.
Техническая инвентаризация и проверка характеристик недвижимого имущества
Специалистами Национального кадастровое агентства (далее — Агентство) выполняются работы по технической инвентаризации и проверке характеристик в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более чем одного регистрационного округа.
По результатам проведения технической инвентаризации или проверки характеристик недвижимого имущества специалистами Агентства составляется итоговая техническая документация на объект.
- Техническая инвентаризация недвижимого имущества — сбор, установление и обработка сведений о наличии, местонахождении, составе, площади и других характеристиках, состоянии, стоимости недвижимого имущества на основе результатов обследования недвижимого имущества в натуре.
- Проверка характеристик недвижимого имущества — обследование фактического состояния объектов недвижимого имущества, и сверка соответствия их фактического состояния с данными инвентарного дела соответствующего объекта недвижимого имущества и данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — регистр).
- Технический паспорт — документ, составляемый по результатам технической инвентаризации или проверки характеристик недвижимого имущества, содержащий описание фактического состояния объекта недвижимого имущества, сведения о составе, площади и других его характеристиках, инвентарный номер (при его наличии), адрес (местонахождение) и другие данные об объекте.
- Ведомость технических характеристик — документ, составляемый по результатам технической инвентаризации или проверки характеристик недвижимого имущества, содержащий описание фактического состояния, сведения о составе, площади и других характеристиках, адресе (местонахождении) и другие данные об объекте недвижимого имущества, построенном с нарушением законодательства Республики Беларусь и (или) не принятом в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, а также составленный в иных случаях, установленных законодательством.
Независимая оценка и экспертиза достоверности оценки
Национальное кадастровое агентство является надежным исполнителем независимой оценки и исполнителем экспертизы достоверности оценки и успешно функционирует на рынке оценочных услуг с 1998 года.
Организация соответствует требованиям, соблюдение которых обязательно для оказания услуг по оценке государственных субъектов хозяйствования, так как доля государственной собственности в уставном фонде нашего предприятия составляет 100%.
Государственная регистрация предприятия как имущественного комплекса
Государственная регистрация недвижимого имущества — юридический акт признания и подтверждения государством создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества.
Недвижимое имущество считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
- Государственная регистрация в отношении предприятия как имущественного комплекса.
- Внесение исправлений в документы регистра недвижимости в отношении предприятия как имущественного комплекса.
- Удостоверение сделки с предприятием как имущественным комплексом.
- Прием документов для осуществления государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, расположенного на территории более чем одного регистрационного округа.
Аналитика рынка недвижимости
Национальное кадастровое агентство проводит работы по анализу рынка недвижимости всей страны. Являясь единственным исполнителем работ по кадастровой оценке земель в Республике Беларусь, мы имеем возможность собирать большие массивы исходной информации о рынке недвижимости и вырабатывать новые походы к анализу рынка, а также применять их на практике.
Информация об адресах
Преимущество информации Реестра адресов – их статусность. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2012 г. № 160 «Об адресной системе», при наличии противоречий между сведениями, содержащимися в Реестре адресов, и сведениями об адресах, полученными из других источников, достоверными считаются именно сведения Реестра адресов.
С 1 января 2016 года является обязательным использование данных Реестра адресов при создании иных государственных информационных ресурсов и организации взаимодействия между ними, а также при осуществлении государственными органами и иными государственными организациями своих задач и функций.
Какие ошибки при подаче документов для регистрации предприятия как имущественного комплекса
Наиболее распространенные ошибки при подаче документов для регистрации предприятия как имущественного комплекса:
- В состав инвентаризационной комиссии включается материально ответственное лицо.
- В соответствии с пунктом 13 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 180 от 30.11.2007, в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается один и тот же работник два раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц.
- Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.
- Заявителями представляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи, не соответствующие формам актов инвентаризации и инвентаризационным описям, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 180 от 30.11.2007.
- Документы, представленные для государственной регистрации, не согласуются между собой, например: данные о долгах (обязательствах) в аудиторском заключении не соответствуют данным перечня имущества и имущественных прав.
- В соответствии с п.4 Положения о порядке совершения регистрационных действий, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2004 № 650 перечень имущества, включаемого в состав предприятия, определяется собственником этого имущества самостоятельно или в установленном порядке юридическим лицом, которому данное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, либо уполномоченным лицом в соответствии с законодательством.
- Соответственно, при выполнении специального аудиторского задания о подтверждении состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса необходимо руководствоваться перечнем имущества и имущественных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса.
- В состав предприятия как имущественного комплекса включаются долги и обязательства, которые в соответствии с законодательством не подлежат включению в состав предприятия как имущественного комплекса. Пунктом 3 Положения о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2004 г. № 650 определено, что в состав предприятия как имущественного комплекса включаются права требования, долги, за исключением вытекающих из административных, семейных, трудовых правоотношений.
- Неверное указание значений показателей в аудиторском заключении о составе и стоимости предприятия как имущественного комплекса.
- Представляемые для государственной регистрации документы не оформлены должным образом. Представляемые для государственной регистрации документы, являющиеся основанием для государственной регистрации, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты, листы пронумерованы (пункт 4 статьи 33 Закона Республики Беларусь 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»).
Что такое предприятие как имущественный комплекс (ПИК)
Понятие предприятия как имущественного комплекса долгое время оставалось непонятым, в связи со сложностью его сущности и неоднозначностью состава. Так, под понятием предприятия Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 132) понимает имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначение, индивидуализирующие предприятия, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Вместе с тем законодательством установлены определенные ограничения по включению в состав ПИК некоторых видов имущества и имущественных прав.
Кроме того, до настоящего времени присутствует фактор смешения двух понятий в понимании обывателей: предприятие, как имущественный объект и предприятие как субъект права. Многие думают, что, покупая ПИК, они приобретают юридическое лицо, а это не так. Субъекты в праве Республики Беларусь не являются предметом сделок. Приобретая ПИК, человек становится собственником имущества, что дает ему право в последующем стать учредителем юридического лица. Кроме того, в некоторых случаях, через указанную процедуру фактически можно приобрести готовый бизнес.
Каким образом может быть передано имущество УП другому собственнику
Сейчас процедура передачи такова. Сначала собственник создает на базе всего имущества и имущественных прав унитарного предприятия объект недвижимого имущества путем государственной регистрации создания предприятия как имущественного комплекса (ПИК) и возникновения прав на него. Затем с данным ПИК осуществляется сделка, являющаяся основанием для перехода права собственности.
Указанные действия подлежат обязательной государственной регистрации, после осуществления которой новому собственнику выдаются правоустанавливающие документы. С этими документами новый собственник ПИК обращается в уполномоченный государственный орган с целью внесения изменений в учредительные документы юридического лица. И все, что надо сделать, это составить новую редакцию устава, где будет прописан новый собственник. Однако, в случаях, когда при смене учредителя меняется форма собственности необходимо вносить изменения и в наименование юридического лица.
Как создать предприятие как имущественный комплекс (ПИК)
ПИК, как и любой другой объект недвижимого имущества, считается созданным с момента государственной регистрации его создания. Таким образом, для того чтобы получить объект данного вида необходимо пройти определенную процедуру. Т.е. подготовить установленный соответствующими нормативными правовыми актами пакет документов и подать их для осуществления государственной регистрации.
Предположим, что существует некое юридическое лицо, которое на протяжении некоторого времени занимается хозяйственной деятельностью. У этого лица имеется ряд объектов недвижимости, оборудование и материалы, которые эксплуатируются как единый имущественный комплекс. Из такого имущества и можно создать ПИК. Однако следует отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, на базе имущества, которого создается ПИК, имеется ряд существенных особенностей в определении состава формируемого объекта недвижимого имущества.
Это связано с общими нормами права, спецификой хозяйственной деятельности и отношением к собственности юридического лица. К примеру, у акционерного общества есть несколько организационно оформленных обособленных структурных подразделений, каждое из которых имеет отдельный баланс, счет, является самостоятельным субъектом налоговых отношений и занимается отдельным направлением деятельности (автомойка, магазин, кафе).
По своей сути это и есть отдельные имущественные комплексы, используемые для осуществления предпринимательской деятельности. В таком случае сформировать на их базе отдельные ПИК не составит труда. Проделать туже процедуру при отсутствии организационного оформления в виде обособленных структурных подразделений с наличием лишь фактического обособления представляется более сложным лишь с технической точки зрения.
Контакты
Телефон
- +375 (17) 286-31-99 (тех. поддержка)
- +375 (17) 285-39-26 (приемная)
Почта
Адрес
- Республика Беларусь, г. Минск, пер. Краснозвездный, 12, этаж 3.
Социальные сети
- Facebook — https://www.facebook.com/NationalCadastralAgency/
- YouTube — https://www.youtube.com/channel/UCImuJcfI88kvgZjYET0f0vg
- Linked in — https://www.linkedin.com/company/ncaby/